Профильное и предпрофильное обучение

С 2010 учебном году среднее общее образование предполагает  реализацию профильного обучения. Аудиторная нагрузка каждого учащегося составляет 37 часов и включает в себя:

— 32 часа – на изучение предметов инвариантной части на разных уровнях (литература, английский язык, история, химия, биология, физическая культура, ОБЖ, основы проектирования, астрономия, право, экономика – на базовом уровне; математика, обществознание – на профильном уровне; русский язык и физика – на расширенном уровне.

— 5 часов – на вариативную часть, которая представлена набором элективных курсов. К настоящему времени накоплен педагогический опыт ведения следующих

  1. Методы решения физических задач
  2. Оптика
  3. Функционально-графический подход к решению задач с параметрами и модулем
  4. Задачи исследовательского характера
  5. Серебряный век: история, искусство, поэзия
  6. Практикум по математике
  7. Метод математической индукции при решении задач
  8. Русский язык в формате ЕГЭ
  9. Тайны словесного мастерства
  10. Условия успешной коммуникации

В рамках психолого-педагогического сопровождения профильного обучения проводятся индивидуальные, а также групповые консультации по самоопределению учащихся; родительские собрания:  «Психологическая поддержка в семье», «Роль семьи в профессиональном выборе ребенка».

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает классные часы:

  • «Мотивы и потребности в выборе профессии» с целью определить, что необходимо для достижения успеха в профессиональной деятельности;
  • «Современный рынок труда» с целью выяснить спрос на профессии;
  • Игра «Перспектива»;
  • Классный час «Навыки самопрезентации»;
  • Беседа «Подготовка к ЕГЭ».

В рамках диагностической деятельности реализация психологические исследования, по результатам которых обучающиеся получают профессиональные консультации.

Деление на группы производится в классах в случае наполнения 25 человек и более на английский язык, информатику и физическую культуру (юноши-девушки).

Промежуточная аттестация проводится в формах: контрольная работа, предаттестационная работа, тест, защита проекта – в соответствии с действующим «Положением о текущей и промежуточной аттестации порядке выставления оценок и переводе обучающихся»

С 2019 года школа начинает реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования. Десятиклассники получили возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся. Общими для изучения являются учебные предметы: русский я зык и литература, иностранный язык (английский), математика (алгебра и начала анализа, геометрия), история, физическая культура, ОБЖ, астрономия.

Школа обеспечивает реализацию двух моделей профильного обучения. На углубленном уровне реализуется 6 образовательных программ по предметам: математика, русский язык, обществознание, право, биология, физика.

Реализация в школе ФГОС СОО призвана способствовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; развитию активной учебно-познавательной деятельности; построению образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования является обязательной работа над индивидуальным проектом (учебным исследованием или учебным проектом) в объеме 2 часа за два года обучения. Эта деятельность осуществляется под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

— сформированность навыков коммуникативной, научно-исследовательской, проектной деятельности, критического мышления;

— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— сформированность навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.

— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Обучающиеся могут выбрать любой вид проектов для самостоятельной работы: информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный и т.п. – в практической, учебно-исследовательской, познавательной, социальной, художественно-творческой или иной областях.

Предпрофильная подготовка

Предпрофильное обучение организуется при получении основного общего образования в 9-ых классах.

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание следующих направлений: информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых образовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. Учащиеся получают опыт осуществления ответственного выбора.

Реализация курсов по выбору, выходящих за рамки традиционных учебных предметов, включающих углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений. Это направление создает условия для убеждения учащихся 9-го класса в необходимости осуществления выбора (курсов, практик, направления деятельности и др.) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности.

В учебном плане школы в необходимом объеме сохранено содержание образовательных программ, являющееся обязательным в рамках основного общего образования, обеспечивающее базовый уровень и гарантирующее сохранение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

С целью создания условий для адекватного выбора обучающимися профиля обучения через внеурочную деятельность реализуются предпрофильные курсы:

Человек и профессия

Основы правовых знаний

Моделирование и алгоритмизация

Мир. Природа. Общество Мир измерений

Выбор профессии

Микробиология: мир клеток и тканей

Выбор предпрофильных курсов проводится учащимися и их родителями (законными представителями) на добровольной основе.