Советы логопеда по преодолению трудностей у леворукого школьника
1. Не переучивать ребенка с левой руки на правую, так как это неизбежно вызовет перестройку в деятельности мозга.
2. На занятиях ребенок должен занимать левую сторону парты (стола), если за партой работают двое детей.
3. Расширять объем зрительной памяти, используя упражнения такие как, «Какой буквы не хватает?», «Где спрятана игрушка?», «Запомни картинку».
4. Развивать зрительное восприятие и представление.
5. Развивать зрительное внимание у детей – левшей. С этой целью используют задания, в которых представлены буквы правильно написанные и зеркально.
6. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
7. Освоение телесного пространства. Выделение ведущей руки.
8. Развивать определение направления в пространстве относительно своего тела. Такие упражнения, как «посмотри на картинки, которые находятся слева от тебя. Определи первый звук в названии предметов, изображенных на картинках » помогают в решении данной задачи.
9. Учить дифференциации смешанных по оптическим признакам букв.
10. Развивать зрительно-моторные координации.
11. Научить схематично, подражая взрослому, рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и уметь распределять их на листе бумаги.
12. Научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух – трех сантиметров в высоту и шести – семи в длину. Начинать штриховку надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
13. Для лучшего усвоения образа букв ребенку предлагается: ощупывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв, конструировать и реконструировать буквы из элементов.
14. Проводить гимнастику для укрепления и развития ведущей (левой) руки у детей-левшей, рекомендованную Макарьевым И. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное. Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки: — выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижать их сначала к третьим суставам, а затем к плоской ладони; — выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному; — руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх; — пальцы разомктнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз; — сжимать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.